04:11
Киев
7 февраля

​Рецензия на новый фильм "Призрак в доспехах"

Кинолента
3369

Спустя 22 года после выхода аниме "Призрак в доспехах", в свое время вдохновившего братьев Вачовски на создание культового научно-фантастического боевика "Матрица", на больших экранах стартовала новая игровая версия со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Каким получился фантастический фильм и стоит ли его посмотреть?

Аниме "Призрак в доспехах" вышло в далеком 1995-м году. Почти сразу вокруг ленты образовался широкий круг поклонников, среди которых Стивен Спилберг, тогда еще братья, а теперь сестры Вачовски, Джеймс Кэмерон и другие влиятельные фигуры современной киноиндустрии. Лента с мощной философской составляющей вмиг стала культовой, одновременно подтолкнув развитие культуры киберпанка в кинематографе в целом. Скептикам жанра рекомендуем ознакомиться с рейтингом данного аниме на Rotten Tomatoes – он составляет 96%.

В уникальной картине Мамору Осии был показан мир будущего. К тому времени технологии достигли такого уровня, что позволили улучшать тела людей, заменяя его части на синтетические. В отдельных случаях можно заменить все тело (главная героиня является живым примером такого эксперимента). То, что при этом остается от человека, называют "призраком" (откуда и название ленты "Призрак в доспехах", хотя точнее было бы "Дух в оболочке"). Но если дух нельзя увидеть, может, его не существует вовсе? Тогда что такое "человек"? Ни наука, ни философия до сих пор не дали ответ, что же такое наше сознание. Эта вечная и непростая тема была показана на пороге миллениума настолько волнующим и оригинальным способом, что целый массив идей был практически дословно процитирован в культовом научно-фантастическом боевике "Матрица" и других проектах. Поэтому перед создателями нового крупнобюджетного фильма стояла непростая задача: экранизировать легендарный анимационный фильм со значительной армией поклонников и в то же время сделать вселенную "Призрака в доспехах" доступной массовому зрителю. И нужно отметить, им это более чем удалось.

О чем новый фильм?

Художественный фильм Руперта Сандерса рассказывает историю майора Миры Киллиан (Скарлетт Йоханссон), которую называют преимущественно просто Майор. Она − первый в мире киборг с полностью синтетическим телом. Являясь идеальным солдатом, Майор находится на службе контртеррористической группы "Девятый отдел", которая занимается борьбой с киберпреступниками. Очередным заданием отдела становится поимка виртуозного хакера Хидэо Кудзэ (Майкл Питт), сгенерированного стараниями компании Hanka Robotics. Только и сама Майор была создана этой же компанией...


Создатели фильма с большим уважением отнеслись к оригинальному фильму. Некоторые сцены из аниме 1995 года воссозданы буквально покадрово. Это и прыжок Майора с небоскреба в термокамуфляже, погоня за мусоровозом, драка по колено в воде. Эти отрывки вписаны в иной сюжет, но переданы почти один в один.

Также создатели обратились к продолжению анимационного проекта. В частности, преступник-хакер, на которого охотится Майор, взят из второго сезона одноименного мультсериала. А персонажа важного для понимания истории – мусорщика, создали из двух персонажей.

Многим сюжет не понравился из-за его простоты в сравнении с каноническим. Все сделано довольно стандартно и в лучших традициях голливудских сценаристов: сюжет переработан, а проблематика в разы упрощена. Фильм не ставит вопросов. Но мультфильм был слишком сложен и неоднозначен для широкой аудитории и его можно посмотреть до или после просмотра нового фильма (что мы настоятельно рекомендуем). А визуальное оформление фильма воистину впечатляет.

Спецэффекты от мастеров экстра-класса

Основная часть съемок фильма "Призрак в доспехах" проходила в Веллингтоне (Новая Зеландия), а визуальным оформлением картины занималась местная компания спецэффектов WETA Workshop, известная своей работой над трилогией "Властелин колец".

Именно на Зеленом континенте с его современнейшими кинокомплексами в свое время создавались самые зрелищные картины киноиндустрии: культовые картины Питера Джексона "Властелин колец" и "Хоббит", международные блокбастеры "Голодные игры" и "Аватар" Джеймса Кэмерона. К слову, успех последнего фильма привел к буму 3D-картин.

Завораживающий визуальный ряд мира киберпанка

Дело не только в спецэффектах, а в детальной проработке вселенной фильма: антуража, костюмов, декораций и художественного оформления мира. Знаменательно, что многие из художников были поклонниками оригинального аниме. Это отразилось на глубоком понимании того, какую нагрузку несет визуализация футуристического мира в картине. Компьютерная графика здесь не замещает реальность, а дополняет ее лишь тогда, когда это абсолютно необходимо. В результате этого мир выглядит естественно.

Сказать, что атмосфера передана хорошо – ничего не сказать. Визуальный ряд киноленты безупречен: классический киберпанк со всеми атрибутами. Киноделы сумели придать футуристическому фильму дизайн конца 80-х – начала 90-х (время зарождения киберпанка). Глубокие синие и черные тени. Километры труб и кабеля. Безумно красивые, практически глянцевые бетон, железо и трущобы. Мрачная неоновая хладнокровность и бездушность города.

Современный мегаполис, являющийся одновременно миром прошлого и будущего, а значит, миром вне времени. Картинка благодаря такой эксцентричной ретро-футуристичности смотрится почти новаторски. "Мы не в Японии и не в Китае, – говорит режиссер проекта Руперт Сандерс. – Мы создали мегаполис будущего, который ощущается как азиатский с западным и арабским влиянием".

Скандал на ровном месте

Изначально на главную роль планировали взять Марго Робби, но актриса предпочла съемки в другом проекте. Благодаря этому мы получили великолепную Харли Квинн в "Отряде самоубийц. В "Призраке" роль досталась Скарлетт Йоханссон, а ее гонорар составил 10 млн долларов. Кстати, Йохансcон тоже претендовала на роль Харли Квинн в вышеупомянутом фильме.

Как бы там ни было, тонны возмущения обрушились на создателей фильма за выбор на роль главной героини девушки с неазиатской внешностью. Самое забавное в том, что в whitewashing или "отбеливании персонажа" фильм обвиняли именно западные кинозрители – японцы нашли выбор актрисы вполне подходящим. Кроме того, по сюжету сама героиня аниме, она же Майор, максимально отстранена даже от половой самоидентификации, что уже говорить об этнической составляющей.

Подведем итоги

"Призрак в доспехах" – невероятно красивый и зрелищный фильм на основе культового произведения конца ХХ века. Можно говорить, что сюжет в сравнении с оригиналом значительно упрощен, но фильм прежде всего является самостоятельным современным кинематографическим произведением. Сделали не лучше или хуже – сделали новое кино. В визуализации мира киноленту 2017-го упрекнуть буквально не в чем. Ведь главный герой и в новом фильме, и в оригинальном анимационном фильме не Майор. Главный герой – город. Люди перемещаются по улицам города, словно электричество по проводам. И они зависимы от современного мира гораздо больше, чем кажется…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

10 фактов о новом фильме "Красавица и чудовище"

5 причин пойти на фильм "Логан"

5 причин посмотреть новый фильм "Союзники"

Интересные факты о новом фильме "2+1"

comments powered by HyperComments