23
сентября10 независимых фильмов, которые потрясли мир
Всегда были и есть режиссеры, предпочитающие снимать авторское кино, не рассчитанное на массового зрителя. Причем они умудряются делать это за скудные по голливудским меркам средства. В нашем списке лучшие картины, снятые независимо от больших кинокомпаний.
ЗАВОДНОЙ АПЕЛЬСИН
A CLOCKWORK ORANGE, 1971
Режиссер: Стэнли Кубрик
Бюджет: $2,2 млн
Без преувеличений культовая работа великого режиссера оставила глубокий след в мировом кинематографическом наследии и массовой культуре в целом. Запоминающиеся костюмы парней из банды Алекса Деларджа, "Корова бар", причудливое смешение русского и английского языков, ультранасилие и исключительно талантливый Малкольм Макдауэлл — вот далеко не полный перечень причин бессмертного зрительского интереса к этой непростой картине.
ПОД КАЙФОМ И В СМЯТЕНИИ
DAZED AND CONFUSED, 1993
Режиссер: Ричард Линклейтер
Бюджет: $6,9 млн
Еще один признанный мастер экранного диалога Ричард Линклейтер задолго до первых Оскаров снял провокационную комедию "Под кайфом и в смятении" с юными Мэттью Макконахи и Милой Йовович. К слову, история о беспечных бунтующих подростках также приглянулась Квентину Тарантино, не ровно дышащему к независимому кинематографу. Тарантино включил фильм Линклейтера в свой список лучших фильмов всех времен.
КЛЕРКИ
CLERKS, 1994
Режиссер: Кевин Смит
Бюджет: $27 000
Дебютную картину Кевина Смита можно по многим критериям назвать прорывом. Так, фильм помог центральным актерам-аматорам, практически для всех из которых это была первая киноработа, сделать карьеру. Кроме того, черно-белая и низкобюджетная лента смогла привлечь не только зрителя, но и жюри нескольких престижных кинофестивалей, включая Каннский и Сандэнс. Ну и, конечно, она подарила нам двух незабвенных персонажей: Джея и Молчаливого Боба.
КРИМИНАЛЬНОЕ ЧТИВО
PULP FICTION, 1994
Режиссер: Квентин Тарантино
Бюджет: $8 млн
Стоит ли объяснять, почему каждый уважающий себя киноман должен обязательно посмотреть "Криминальное чтиво", выведшее на новую степень почитаемости "великого и ужасного" Тарантино? Одни из лучших диалогов в истории кино (по признанию критиков) способствовали тому, чтобы фильму присудили Золотую пальмовую ветвь и "Оскар" за лучший сценарий, и картина навсегда осела на заслуженном месте в истории. Сегодня весьма сложно поверить, что эта выдающаяся картина обошлась создателям всего в 8 миллионов долларов!
ОТЧАЯННЫЙ
DESPERADO, 1995
Режиссер: Роберт Родригез
Бюджет: $7 млн
Годом позже на экраны вышло независимое детище известного товарища Квентина по съемкам и по жизни — Роберта Родригеза. Криминальному боевику "Отчаянный" достался даже меньший бюджет, чем "Криминальному чтиву". Однако это не помешало ленте с Антонио Бандэрасом в качестве центрального героя, певца и мстителя собрать 25 миллионов долларов только в американском прокате, а затем породить сиквел с куда более внушительным списком звезд в касте.
ФАРГО
FARGO, 1995
Режиссеры: Итан и Джоэл Коэн
Бюджет: $7 млн
Пару лет назад эта знаменитая история обрела новое дыхание. С выходом на экраны одноименно сериала у "Фарго" появилось новое молодое поколение поклонников. Сюжеты братьев-режиссеров до сих пор наполнены неудачливыми преступниками, тихонями со склетами в шкафу, таинственными заговорами и неожиданными сюжетными поворотами. Так же как раньше Коэны не спешат поддаваться финансовому давлению со стороны киногигантов. Возможно, в свое время именно отсутствие поддержки со стороны крупных компаний помогло остаться оскароносному "Фарго" в русле самобытности.
МЕРТВЕЦ
DEAD MAN, 1995
Режиссер: Джим Джармуш
Бюджет: $9 млн
Для тех, кому Джонни Депп кажется неотделимым от Джека Воробья или любого другого бертоновского персонажа, просто-таки обязательным является просмотр "Мертвеца". Мистическая черно-белая картина с малым количеством слов, тем не менее, легко привлекает зрительское внимание и гипнотическим образом заставляет нас оставаться с героями до победного. У Джармуша Депп — скромный и несколько пугливый бухгалтер, попавший в непростую передрягу, а затем и в самое необычное путешествие своей жизни.
БЕГИ, ЛОЛА, БЕГИ
LOLA RENNT, 1998
Режиссер: Том Тыквер
Бюджет: DEM 3,5 млн
Немного поиграться не только с картинкой, но и с течением экранного времени в свое время осмелился независимый режиссер Том Тыквер. По сюжету, огненноволосой Лоле в исполнении Франки Потенте нужно будет изрядно побегать, чтобы отыскать деньги, потерянные ее бойфрендом, и таким образом спасти его от расправы. Фильм не только стал приятным сюрпризом для критиков, но и вывел на большую сцену до того исключительно немецкую актрису Потенте.
ДОГВИЛЛЬ
DOGVILLE, 2003
Режиссер: Ларс фон Триер
Бюджет: $10 млн
В пику Джеймсу Кэмерону, отчаянно делающему ставку на дорогостоящие спецэффекты в своих "Аватарах", и всем марвеловским "Мстителям" вместе взятым стоит вспомнить о нетривиальной работе новатора – шведа Ларса фон Триера. В "Догвилле", где главную роль сыграла прекрасная Николь Кидман, натуралистичность происходящего сначала выведена в абсолют (согласно изобретенной Ларсом "догме"), а затем сокращена до небывалой минималистичности. Здесь дома, улицы, предметы интерьера, весь город, в пределах которого происходят события, начертаны мелом на полу съемочного павильона. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но затем Его Величество Сюжет и отличная актерская игра берут верх и зритель способен начисто забыть о том, насколько специфична эта проникновенная драма.
ЗОМБИ ПО ИМЕНИ ШОН
SHAUN OF THE DEAD, 2004
Режиссер: Эдгар Райт
Бюджет: $5,3 млн
Эдгар Райт также известен своим неуемным энтузиазмом, когда речь заходит о съемках кино вне крупных студий. Его первая заметная работа "Зомби по имени Шон" заполучила на съемки настолько мало средств, что Райту пришлось искать нестандартные решения обыденных задач. Так, роли многочесленных зомби, заполонивших улицы Англии, сыграли не профессиональные актеры, а армия поклонников сериала Эдгара "Долбанутые". Массовка честно отрабатывала свой гонорар в 1 фунт в день, а заодно получала эксклюзивную возможность поглазеть на любимых актеров, перекочевавших из сериала. Возможно, за счет этого фильм получился по-британски веселым и семейным, несмотря на зомби-тематику. Картина приглянулась и Тарантино, включившему ее в свой собственный топ-лист.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
10 лучших мюзиклов всех времен
15 фильмов о роковой страсти и ревности